Работа над ошибками по русскому языку 

        

1. Большая буква в начале предложения.

           Начало предложения пишется с большой буквы.

           Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё 1 предложение.

           Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.

          

2. Знаки препинания в конце предложения.

           В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

Выпиши предложение правильно. Придумай или найди в учебнике предложение с таким же знаком.

Делай так: Как тебя зовут? Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее добежит?

 

3. Большая буква в имени собственном.

Имена, фамилии, отчества людей, названия рек, морей, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.

Выпиши слово правильно. Подчеркни большую букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Илья, Мурка, Волга.

 

4. Перенос слова.

При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на новую строку. Нельзя отрывать буквы ъ, ь от предшествующей согласной (Маль-чик, подъ-езд). Нельзя отрывать буквуй от предшествующей гласной (Дюй-мо-воч-ка). Некоторые слова не переносятся, например: Азия, фойе. Слова с двойнной согласной переносятся так: осен-ний.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так: Оси-на.

 

5. Гласные и, а, у после шипящих.

Жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Малыши, машина, лыжи.

 

6. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Ель, мальчик, букварь.

 

7. Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, и, е, я.

Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Вьюга, листья, соловьи

 

8. Сочетания чк, чн, нщ,щн. 

В сочетаниях чк, чн, нщ,щн мягкий знак не пишется. 

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Дочка, речка, мощный.

 

9. Разделительный твёрдый знак.

Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Съезд, объявление, подъём.

 

10. Правописание приставки со словом.

Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Делай так: Заехал, уехал, переехал.

11. Правописание предлога со словом.

Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос.

Делай так: К берегу, к (чему?) берегу, к крутому берегу.

 

12. Непроверяемая безударная гласная в корне. 

Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.

Выпиши слово правильно. Обозначь ударение. Запиши 2 однокоренных слова.

Делай так: Ягода, ягодка, ягодное.

 

13. Проверяемая безударная гласная в корне (а, о, и, е, я).

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.

Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Сады – сад, поля – поле, волна – волны.

 

14. Парные звонкие и глухие согласные (б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с).    

Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Делай так: Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.

 

15. Непроизносимая согласная в корне.

     Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором согласный звук был бы слышен хорошо. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, праздник, чувство.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.

 

16. Удвоенная согласная в корне.

Запомни слова с удвоенной согласной в корне: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса и т.д.

Выпиши слово правильно. Подбери к нему однокоренные слова.

Делай так: Хоккей, хоккейная (команда), хоккеист.

 

17. Соединительная гласная в сложных словах.

В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.

Выпиши слово правильно. Выдели корни.

Делай так: Водолаз.

 

18. Безударная гласная в приставках.

Запомни написание гласных букв в приставках: до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-, на-, над-, пра-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Доехал – досыта, заговорил – заговор.

 

19. Написание частицы нес глаголами.

Частица не с глаголами пишется раздельно.

               Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

           Делай так: Не_читал, не_любит, не_верю.

 

20. Запятая в предложении с однородными членами.

Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но.

               Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и.

               Выпиши предложение правильно. Подчеркни однородные члены. Составь схему.

           Делай так: Дети смеялись, веселились и кувыркались.

 

 

21. Запятая в сложном предложении.

Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.

           Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые. Составь схему.

           Делай так: Лёд на реках ломается, рыхлые льдины несутся по течению реки.

 

 

 

22. Безударные падежные окончания –е   -и имен существительных.

Падеж

1 скл

2 скл

3 скл

Р.п.

и, ы

 

и

Д.п.

е

 

и

П.п.

е

е

и

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е – и в окончаниях.

Делай так: на дороге – дорога – сущ., 1 скл, предл. П.

 

Запомни! Падежные окончания имён существительных.

Падежи

Вопросы

Предлоги

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл

м.р.

ж.р

м.р.

ср.р

ж.р.

Именит

кто? что?

---------

-----

Родит.

кого? чего?

откуда? где?

без, у, с, до

из, от, около

Дател.

кому? чему?

куда? где?

к, по

 

Винит.

кого? что? куда?

в, на, за, про

через

-----

Творит.

кем? чем? где?

за, над, с, под.

-ой

-ей

-ом

-ем

(ь) ю

Предлож

о ком?о чём? где?

в, на, об

 

 

Контрольные слова

лиса

земля

конь

стол

степи

 

23. Безударные падежные окончания имён прилагательных

     (Проверяй по вопросу!)

       От существительного задай вопрос к прилагательному определи род, падеж. Пиши в прилагательном то окончание, что и в вопросе.

Падежи

Муж.       и Ср.род.

Жен. р.

Множ.число

Им.

ый, ий,

ое, ее

ая, яя

ые, ие

Р.

ого, его

ой, ей

ых, их

Д.

ому, ему

ой, ей

ым, им

В.

ый, ий

ое, ее

ую, юю

ые, ие

Т.

ым, им

ой/ою/,

ей/ею

ымы, ими

П.

ом, ем

ой, ей

ых, их

 

 

Делай так:   спелого яблока - яблока (какого?) спелого - ср., р., Р.п. голубого озера, красивого дерева, синего неба.

 

24. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

В окончаниях глаголов 2-го лица ед.ч. пишется Ь - пишешь, стучишь.

Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило. Делай так: читаешь - 1сп., 2л., ед.ч., рисуешь, танцуешь, гуляешь

 

25. Правописание безударных окончаний глаголов. 

Окончания   глаголов   можно   определить   по неопределённой форме.

Спряжение глаголов в настоящем времени

 

лицо

I спряжение

II спряжение

 

Ед.число

Мн.число

Ед.число

Мн. число

1-е

у (ю)

ем

у (ю)

им

2-е

ешь

ете, ёте

ишь

ите

3-е

ет

ут (ют)

ит

ат(ят)

Неопр. форма

Все глаголы на ть, еть, ать, оть, уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить, зиждиться

Все глаголы на ить, кроме глаголов исключений, + гнать, держать, дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а еще смотреть, вертеть и обидеть, и терпеть.

 

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

  1. поставить глагол в начальную форму.
  2. определить спряжение.
  3. проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа

(они что делают?…, если –ат - ят, то пишем И в окончании)

  1. определить окончание данного глагола.

 

Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило

Делай так: строим - строить 2 спр,2л, мн.ч. держим, тащим, купим 

 

26. Правописание о и е в окончаниях имён существительных после         шипящих и ц.

В окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и ц пишется под ударением о, а без ударения. мячом, душем.

Выпиши слово, выдели окончание, если окончание ударное – пиши букву о, если – безударное пиши - е. Допиши ещё 4 слова на это правило.

Делай так: чертежом, трубачом, скворцом. Волчицей, синицей, пшеницей.

 

27. Правописание –тся и –ться в глаголах.

Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? , то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

что делает? смеётся; что сделает? распустится

Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?, то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

что делать? смеяться; что сделать? Порадоваться

- В неопределённой форме глагола после буквы ч всегда пишется мягкий знак.

стеречь, стричь.

Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.

Делай так:   гусь щиплет..ся - гусь ( что делает?) щиплется;

перестань красоват…ся – перестань (что делать?) красоваться

 

28. Правописание ы и и после ц.

- Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на ция.

цитировать, операционная, дисциплина.

- Буква ы после ц пишется:

  • ·    в окончаниях и суффиксах:

куницын, птицы

  • ·    в корнях слов – исключений:

цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.

Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, вспоминай правило, если в корне и не слово – исключение, значит пиши гласную и. Если в суффиксе или в окончании, пиши гласную ы. Запиши ещё 4 слова на это же правило.

 

29. 0-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.

овцой                            лестницей

мячом                           тучей

шалашом                       крышей

плащом                         товарищем

чертежом                      сторожем

30. Правописание суффиксов –ек-, -ик- в именах существительных.

Если изменить число, гласная пропадает, то пишите с буквой Е:

                                                   .замоч             -     замоч       и

платоч   ЕК   -     платоч К и

ореш             -     ореш         и

 

лист           -   лист           и

ключ ИК   -   ключ ИК и

сад             -   сад             и

 

31. Состав слова.

       Выпиши слово. Разбери его по составу.

       Например: поездка

                        -окончание (измени число или форму)

                         -основа (часть слова без окончания)

                         -корень ( подбери несколько однокоренных слов)

                         -приставка (перед корнем)

                        -суффикс (после корня)

 

Делай так: поездка – поездку, поездкой, ездить, езда.

 

32. Разбор предложения

       а) По членам предложения.

           Подчеркните главные члены предложения,

           выпишите слова парами с вопросами.

           Делай так: Седые туманы плывут к облакам.

                       туманы (какие?) седые

                       туманы (что делают?) плывут

                       плывут (куда?) к облакам

 

                 б) По частям речи.

           Обозначь, какой частью речи является каждое слово.

             Например:

               прил.         сущ.         гл.   пр. сущ.

           Красивые птички      сели  на    ветку.

 

Как правильно выполнить фонетический разбор слова (звуко - буквенный)

1. Запиши слово, разделив его на слоги.

2. Поставь ударение.

3. Запиши слово вертикально.

4. Рядом с каждой буквой укажи в квадратных скобках звук, который она обозначает.

5. Запиши рядом с каждым звуком, какой он: гласный или согласный.

6. Дай характеристику каждому звуку.

Если звук гласный, укажи: ударный или безударный. Если звук согласный, укажи:

• глухой или звонкий, парный или непарный по звон­кости-глухости;

• твёрдый или мягкий, парный или непарный по твёр­дости - мягкости.

7. Посчитай и запиши, сколько в слове букв и звуков.

8. Объясни, если буквы не соответствуют звукам.

Устно анализируй так. Осень - о-сень.

Ударение падает на первый слог.

О - буква обозначает звук [о] - гласный, ударный;

С - буква обозначает звук [с'] - согласный, глухой, пар­ный по звонкости-глухости, мягкий;

Е - буква обозначает звук [и] - гласный, безударный.

Н - буква обозначает звук [н1] - согласный, звонкий, непарный по звонкости-глухости; мягкий;

Ь - буква не обозначает звука.

В слове осень 5 букв, 4 звука.

6. Проанализируй образец письменного фонетического разбо­ра. Используй его при выполнении следующих упражнений.

осень - о-сень

[о] - гл., ударный

1] - согл., глух., парн., мягк.

[и] - гл., безударный

1] - согл., зв., непарн., мягк.

4 звука

о с е н ь

5 букв

лодка - ло-дка

[л] - согл., зв., непарн., тв.

[о] - гл., ударный

[т] - согл., глух., парн., тв.

[к] - согл., глух., парн., тв.

[а] - гл., безударный

5 звуков

елка - е-лка

[й] - согл., зв., непарн., мягк.

[о] - гл., ударный

[л] - согл., зв., непарн., тв.

[к] - согл., глух., парн., тв.

[а] - гл., безударный

5 звуков

е л к а

4 буквы

 

 

 

Как правильно разобрать слово по составу

 

1. Прочитай слово. Определи смысл слова (лексическое значение).

2. Определи часть речи (что слово обозначает и на ка­кие вопросы отвечает).

3. Выдели окончание. Для этого слово измени по вопро­сам (соответственно части речи).

4. Выдели основу слова. При письменном разборе слов с нулевым окончанием мягкий знак нельзя выделять как окончание, так как он должен быть отнесён к основе.

5. Выдели корень. Для этого подбери два-три одноко­ренных слова.

6. Выдели приставку. Назови два-три слова с такой же приставкой.

7. Выдели суффикс. Назови два-три слова с таким же суффиксом.

8. Назови все части слова и орфограммы в них._

Разбери слова по составу. Делай так.

Лесник - человек, который охраняет лес и ухаживает за ним.

Это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?.

Окончание – [ ] нулевое. Лесник – лесник[a], лесник[oм], лесник[и].

Основа: лесник.

Корень - лес, однокоренные слова: лесок, лесной.

Приставки нет.

Суффикс: -ник (грибник, десантник).

 

 

Как сделать синтаксический разбор простого предложения

 

1. Определи вид предложения по цели высказывания:

по­вествовательное, побудительное или вопросительное.

2. Определи вид предложения по интонации (эмоцио­нальной окраске): восклицательное или невосклица­тельное.

3. Найди и подчеркни в предложении его граммати­ческую основу (подлежащее и сказуемое) - определи главные члены предложения.

4. Укажи, односоставное или двусоставное предложе­ние (один главный член предложения или два).

5. Определи, распространённое или нераспространённое предложение.

6. Надпиши над каждым словом предложения, какой частью речи оно выражено.

7. Подчеркни второстепенные члены предложения (если они есть).

8. Укажи, если предложение осложнено однородными членами предложения.

9. Укажи, если предложение осложнено обращением.

 

Примеры синтаксического разбора простого предложения

сущ.

Вечер.

Предл. простое, повеств., невоскл., односост., нераспр., не осложнено.

 

 

глаг.

Темнеет.

Предл. простое, повеств., невоскл., односост., нераспр., не осложнено.

 

 

прил.       сущ.     глаг.      сущ.

Свежий ветерок играет листвой.

Ветерок (что?) - подл.

Ветерок (что делает?) играет - сказ., простое глаг.

Ветерок (какой?) свежий - опред.

Играет (чем?) листвой - доп.

Предл. простое, повеств., невоскл., двусост., распр., не осложнено.

 

 

 

 

Морфологический разбор имени существительного (как часть речи)

1. На какой вопрос отвечает?

2. Часть речи.

3. Начальная форма (именительный падеж, единствен­ное число).

4. Собственное или нарицательное.

5. Одушевлённое или неодушевлённое.

6. Род.

7. Число.

8. Падеж.

9. Склонение.

10. Каким членом предложения является?

Делай так.

(Что?) хлеб - сущ., н.ф. (что?) хлеб, нариц., неодуш., м.р., ед.ч., В.п., II скл., второст. чл. предл.

 

 

 

Морфологический разбор имени прилагательного

1. На какой вопрос отвечает?

2. Часть речи.

3. Начальная форма (именительный падеж, единствен­ное число).

4. Род.

5. Число.

6. Падеж.

7. Каким членом предложения является?

12. Выпиши прилагательные и сделай их морфологический разбор.

Кружит разноцветная метелица. Обрывает осень роскош­ный наряд деревьев.

Делай так.

(Какая?) разноцветная (метелица) - прил., н.ф. (какая?) разноцветная, ж.р. - (метелица) разноцветная, ед.ч., И.п., второст. чл. пред л.

 

 

 

 

Морфологический разбор имени числительного

1. На какой вопрос отвечает?

2. Часть речи.

3. Начальная форма (именительный падеж).

4. Простое или составное.

5. Количественное или порядковое.

6. Падеж.

7. Род.

8. Каким членом предложения является?

4. Сделай морфологический разбор числительных.

Делай так.

Ни одна травинка не шелохнётся. (Сколько?) (ни) одна (травинка), одна - числ., н.ф. - одна прост., колич., И.п., ж.р.

(Что?) ни одна травинка - подл.

 

 

 

Морфологический разбор местоимения

1. На какой вопрос отвечает?

2. Часть речи.

3. Начальная форма (именительный падеж, единствен­ное число).

4. Лицо.

5. Род (если есть).

6. Число.

7. Падеж.

8. Каким членом предложения является? _

13. Сделай морфологический разбор местоимений.

Делай так.

Ему говорить, что в стену горох лепить.

(Кому?) ему - мест., н.ф. (кто?) он, 3-е лицо, м.р., ед.ч., Д.п., второст. чл. предл.

 

 

 

Морфологический разбор глагола

1. На какой вопрос отвечает?

2. Часть речи.

3. Начальная форма (неопределённая форма глагола).

4. Спряжение.

5. Число.

6. Время (если есть).

7. Лицо (если есть).

8. Каким членом предложения является?

8. Сделай морфологический разбор глаголов.

Делай так. Дело мастера боится.

(Что делает?) боится - глаг., н.ф. - бояться, II спр., ед. ч., наст, вр., 3-е лицо.

(Что делает?) боится - сказуемое.

 

 

 

Морфологический разбор наречия

1. На какой вопрос отвечает?

2. Определи часть речи.

3. Укажи, что это неизменяемое слово.

4. Каким членом предложения является?

9. Сделай морфологический разбор наречий.

Делай так.

Школьный праздник прошёл интересно. Интересно - наречие.

Прошёл (как?) интересно (признак действия).

Неизменяемое слово.

(Как?) интересно - второст. чл. предл.

ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ.pps
Microsoft Power Point Presentation 256.5 KB

Список слов с двойными согласными

(для запоминания)


ТТ

аттестат

аттракцион

конфетти

коттедж

оттенок

оттепель

СС

агрессия

аксессуар

дискуссия

дрессировщик

искусство

касса

кассета

класс

комиссия

компресс

кросс

кроссворд

масса

массаж

муссон

пассаты

пассажир

пластмасса

принцесса

профессия

пресса

процесс

русский

ссора

стюардесса

трасса

шасси

шоссе

экспресс

КК

аккорд

аккумулятор

аккуратный

хоккей

ЛЛ

аллергия

аллея

аллигатор

алло

балл (отметка)

баллон

бриллиант

доллар

иллюминация

иллюстрация

интеллект

интеллигент

каллиграфия

коллектив

колледж

коралл

кристалл

металл

миллиард

миллион

миллиметр

моллюск

параллелепипед

параллелограмм

параллель

ралли

стеллаж

троллейбус

холл

целлофан

Кирилл

Алла

Нелли

Элла

ПП

аппарат

аппликация

гиппопотам

грипп

группа

ипподром

Ипполит

Филипп

НН

ванна

одиннадцать

панно

саванна

теннис

тонна

туннель

утренник

Геннадий

Иннокентий

Анна

Жанна

Инна

Марианна

Сусанна

ММ

грамм

грамматика

граммофон

иммунитет

килограмм

комментатор

коммерсант

орфограмма

программа

симметрия

сумма

телеграмма

Римма

Эмма

ЖЖ

дрожжи

жужжать

жжёт

можжевельник

РР

корреспондент

перрон

террариум

терраса

террор

ББ

суббота

хобби

 

 

 

 

 

                                   Задание на лето
                                         Диктанты

 
                                            Наш лес

     Осень задержалась. Долго не замерзали зыбкие болота и реки. Но вот осенние дожди миновали. Мороз сковал землю и воду. Ночью повалил хлопьями снег. Ранний снег лег на ветки ели и яблони. Синичка оставила свой крохотный след на снежной скатерти. Чисто и бело кругом. Природа не любит мусора и грязи. Трудно переносит она раны, нанесенные человеком. Ожоги от туристских костров не заживают много лет. Осколки от бутылок, банки загрязняют лес. Береги лес!

Слова для справок: нанесенные, ожоги.

                                       Встреча

    Весь август я ходил на работу через ржаное поле. С каждым днем поле хорошело. Наливались желтые усатые колосья. От теплого легкого ветерка они качались в такт. Мне казалось, что по полю идут плотные литые волны. На самом краю поля росли две березки. Они словно отбежали от лесной опушки и грелись на солнце. Тропка пробегала рядом. Березкисестрички шепотом встречали меня ранним утром и провожали вечером. Русское поле и эти две молоденькие березки надолго остались у меня в памяти.

Слова для справок: словно.

                                      Сластены

     Конец лета. Тяжелеют кисти у рябин. Я долго бродил по лесу и вышел на поляну. Там возвышалась большая копна сена. Я лег в душистое сено, дышал пряным запахом травы, смотрел на облака. Словно комочки облаков, в зелени рябины замелькали белые сорочьи бока. Сороки качались на гибких ветвях. Тут я заметил, что все птицы подлетают только к одной рябинке.
     Я подошел и попробовал ягоды со всех деревьев. Там, где сидели сороки, ягоды были сочными и сладкими. На других деревьях они оказались сухими и горькими. Вот так сороки! Слова для справок: вышел, возвышалась, пряный, сорочьи, заметил.

                                                  Роса

   Наступила ранняя осень. Погода стоит теплая. Дождя не было, а утром трава покрыта блестящими капельками воды. Откуда же появилась вода? Уж не из воздуха ли эта роса? Она появилась, в самом деле, из воздуха. Ночи стали холодные. За ночь остыла земля. В воздухе всегда есть водяной пар. Коснувшись холодных предметов или растений, водяной пар превратился в капельки воды. Роса для растений полезна. Росу пьют насекомые, птицы, ящерицы. Роса образуется по утрам.

                                                 (По В. Корабельникову)

                                            Ёжик

    Бежит через лесную полянку ежик. Осенью у ежей мало добычи. Скрылись юркие ящерки. В кружки свились скользкие змейки. Трудно находить и жучков.
   В осенние дни готовит хлопотливый ежик жилище на зиму. Ночью и днем таскает он в пору мягкий мох, душистые листочки. Придет зима. Накроет его нору глубокий сугроб. Под пушистым одеялом тепло ему.

Слова для справок: ящерки.

                                     Загадки леса

   Поздняя осень уже не может удержать тепло. Холодный ветер далеко проник на юг. Грустные стоят луга, поля. Облетела листва с деревьев. Лес весь просвечивается. Мы подъезжаем к знакомой местности. Там на поляне царствует могучий дуб. Упрямо на дубе держатся желтые листья. Они тихо шумят. Порой будто весна тоит в осеннем наряде. Все знают бруснику. Кустики ее покрыты блестящими листиками. Они и под снег уходят зелеными.
Слова для справок: просвечивается, держатся.

                                   Лесной пожар

    Стояли осенние дни. Мы ехали лесом. Вдруг стало пахнуть гарью. Раздался треск. Зашумели вековые ели. По узкой полосе поползли горящие хвойные ветки. Наша лошадка быстро помчалась по дороге. Повозка запрыгала. Вот промчалась белка. Пробежали лоси. Пролетели с шумом лесные птицы. Блеснула змейка. Быстро запылала верхушка елки. Страшен огонь в лесу.

 Слова для справок: стало, страшен.

                                         Ворона

   Середина ноября. Стоит теплая осень. Можно еще за грибами сходить. На пустыре остались поздние цветы. Они удивительно красивы. Но на пороге уже вьюжная зима. Многие птицы становятся соседями человека. Масса ворон приходит в движение еще до наступления холодов. Серая ворона на редкость осторожная. Зимний день наступает с поиска пищи. Сытая ворона не оставляет без внимания лишний кусок. Она спрячет его в осенние листья или под снег.

Слова для справок: становятся, внимание.

                               Чудные птицы

   Наступила осень. Листья в лесу пожелтели. Ветер срывает их к разносит по воздуху По небу плыли хмурые тучи. Плохо было бедному утенку.
  Раз вечером из-за леса поднялась целая стая больших птиц. Они были белые, с длинными стройными шеями. Птицы взмахнули своими широким крыльями. Они полетели с холодных лугов за синее море.
   Утенок не знал, как зовут птиц и куда они летят. Его охватила тревога. Он вытянул шею и закричал. Утенок всем сердцем полюбил этих прекрасных птиц.

                                                       (По Г. X. Андерсену)

Слова для справок: из-за, тревога.

                                        Шла осень

   Шла по тайге осень. Шуршала листом на тропинках. Над рекой она развесила последние туманы. Крутой туман с реки подкрадывался и к лесу, прятал концы просек и дальние края поляны. Оседал туман на листьях и ветвях, сжимался в холодные капли. Сначала к зеленому цвету тайги примешивались красные и бордовые пятна. Это была осенняя седина багульника. Потом появились бледно-желтые мазки рябины. Ночью их тронул мороз, и листья падали, падали, падали...

                                                                          (В. Бурлак)

                                     Гости леса

   Уже стало забываться жаркое лето. Наступает пора затяжных дождей, первых порош и морозов. Осенний лес озяб. Он весь просвечивает. Далеко видны сквозь ветки красные ягоды шиповника. Манит тронутая морозцем сладкая и сочная ягода рябины. Весело перелетает от ря бинки к рябинке стайка веселых птиц. Из северных лесов прибыли снегири. Заявились на зимовку и чечетки. Они подлетели к ольхе и ловко стали объедать сережки. А вот и гостья из тундры. Это пеночка.

Слова для справок: забываться, чечетки.

                                      Художник

   Выглянуло солнце из-за сизых туч. Под его ласковым взглядом повеселела, заулыбалась природа. Словно золотые монетки, заблестели на голых сучьях последние листья. Ветер срывает их и гонит от березки к березке. Притихли омытые осенним дождем поля, леса. Гибкие голые ветки кустов и деревьев ждут нового художника. Это он оденет их в белый пушистый наряд. Настает очередь зиме рисовать свою картину.

                                                        (По Г. Скребицкому)

                                            Болото

   Мы подходили к моховому болоту. Оно поросло редким сосняком. На моховых кочках ожерельем румянилась клюква. С шумом поднялась стая диких уток. Они низко пролетели над землей и скрылись за деревьями. Мы долго шли по мягкому мху. Наступал вечер. Тропинка вывела нас к озеру. Мы остановились на ночлег. Дядя Илья стал готовить ужин.

Слова для справок: ожерельем, поднялась.

                                     Мурлыка

    Это случилось поздней осенью во время войны. Шли бои прямо в цехах завода. В разгар боя внезапно появился кот. Это был обычный серый, полосатый кот. Он был весь в пыли и саже. По каким крышам, этажам кот бродил под огнем врага? Бойцы покормили кота. Он удобно лег и тихо замурлыкал. Бойцы вспомнили родной дом, свою семью. Стало легче на сердце. Не такими длинными и тяжелыми казались теперь дни. Кота назвали Мурлыкой. Мурлыка быстро привык к бойцам.

Слова для справок: внезапно, не такими.
                           
                                          
Лебеди
   Настала осень. Листья на деревьях пожелтели и побурели. Сердитый ветер кружил их по воздуху. Стало очень холодно. Тяжелые тучи сыпали на землю град, снег, дождь. Раз под вечер из-за леса показалась стая чудных птиц. Они были белые, как снег. У них были длинные и гибкие шеи. Это оказались лебеди. Птицы взмахнули великолепными крыльями. Они летели с холодных лугов в теплые края. От прекрасных лебедей нельзя было оторвать глаз.

                                                       (По Г.Х.Андерсену)

                                     В походе

   Мы дошли до дальнего озера. Хозяйничал западный ветер. Он перелетал от верхушки к верхушке сосен. Через ветки их проглядывало бледное небо.
   С нами в походе был писатель Гайдар. Мы двигались медленно. Нога тонула в зеленом мху. С большим трудом мы добрались до лесистого бугра и упали на влажную землю. Гайдар осмотрел местность. Он позвал нас. На почве выделялись громадные следы лося. Мы пошли по лосиному следу. Он привел к роднику.

                                                    (По К. Паустовскому)

                                             Утром

   Ранним утром я вышел из палатки. Зимнее солнце ярко блестело на пелене снега. Выпавший ночью снег покрыл широкое пастбище. Я сделал несколько шагов. На снегу заметил следы оленей. Животные ночью подходили к па латке. След русака тянулся длинной петлей. Первый снег раскрывал тайны ночной жизни зверей. Мы спустились в долину. На ярком фоне снега увидели медведя. Он заметил нас и быстро умчался.

Слова для справок: палатка, пелена, несколько.

                                 Природа осенью

   Наступают осенние дни. Грустный вид у природы. Земля оделась сухими листьями. Они в сырую погоду мягкие к пухлые. В морозные дни листья жесткие и хрупкие Одинокие золотые монетки зисят на осине. Ветер несет листья по тропинке к опушке леса. Мы подъезжаем к реке. Она выпрямилась и стала шире. От холода в ней пропал водяной цвет. От морозов трава у берегов завяла и опустилась на дно речки. Тишина стоит. Смолкли птичьи голоса. Природа ждет прихода зимы.

                                              Мама

Пришла дождливая осень. Вся семья дома. Илья смотрит  на мать. Она шьет, наклонив голову. Мама худенькая, молчаливая, с серыми лучистыми глазами. Мама поздно приходит домой. Готовит обед. Осенними вечерами много читает, помогает Илье делать уроки. Илья закрыл глаза. В комнате почти темно. Только маленький утолок освещен золотистым светом. Мама тихо напевает. Сколько хлопот и тревог ложится на худенькие плечи мамы! С мамой всегда тепло и радостно.

Слова для справок: наклонив, освещен, ложится.


                                           Птицы

   С первым морозом и снегом прилетают гости с севера. С островов Северного Ледовитого океана летит маленькая беленькая птичка. Это пеночка. Только кончики крыльев да полоска вдоль хвоста черные. Любит пеночка бегать около дороги. Там она ищет корм. Пеночку называют еще снежным подорожником. Прилетает снегирь. Он с яркой грудкой, в черном шапочке, с черными хвостом и крыльями. Удивтельно красивая птица! С удовольствием съест ягодку калины и рябины. Стая клестов подлетела к ели. Эта птица выводит птенцов зимой.

                                            Скоро зима

   Я люблю бродить по лесу поздней осенью. Кусты и деревья давно сбросили листья. Они пожелтели от осенных дождей. Опавшая листва не шуршит под ногами. Иногда от елки к елке перелетают птицы. Протяжно и грустно свистит в ельнике рябчик. Лес угрюм. Но скоро он станет иным. Весь посветлеет, оденется в снежный убор. На чистой белой скатерти отпечатается цепочка звериных и птичьих следов. Они о многом могут рассказать человеку.

                                                         (По Г. Скребицкому)

Слова для справок: оденется, отпечатается.

                                       Следы

   Распахнулась дверь подъезда. На улицу выбежал пес и замер. Падал снег. Первый снег в его жизни. Кругом тишина. Тишина не понравилась Фомке. Он трусцой пустился по дорожке. В морозном воздухе смешно разнеслось его рычание. Снег скрипел под лапами пса. На свежем насте отпечатались его следы. Он переступал с места на место и удивлялся новым следам. Могут ли собаки удивляться? Я не знаю. Но в это снежное утро я верил.

                                                                (По В. Бурлаку)

Слова для справок: удивляться.

                                  Вести из лесу

   Посыпался колючий снег. Зарябило в густом осиннике. Удары снежной крупы о стволы деревьев сливались в таинственный гул. От опушки леса к деревне потянулись следы. Наступило утро. На ели блестел снег. К деревне спешила стайка воробьев. Глухарь и тот подлетел к дороге в поисках корма. Лоси, косули устремились к вырубке. Они объедали кору с деревьев. Зайцы уплотнили снег около хвороста. Зимой животному миру нужна помощь.

Слова для справок: устремились, хворост.

                           
Первый месяц зимы

Стоит декабрь. В декабре то ясное небо, то набегут тяжелые тучи. Вот и метель разгулялась. Пушистое белое покрывало легло на землю. Оно надежно защищает растения. У подорожника, земляники под снегом зеленые листочки сохранились. Под защитой снега проводят зиму мыши, полевки. От осинки к осинке бегут следы зверьков. Зайцы, лось, косуля, волк отдыхают на снегу. Хорошо, когда снежная зима. Декабрь хитрые узоры и на окнах рисует. В декабре наступают и оттепели.

Слова для справок: оттепель, косули, полевки.

                                       Морозко

   Послала мачеха девушку в лес за хворостом. Мороз трещит. Ветер воет. Остановилась девушка под высокой елью. Вдруг послышался шум и треск. Это пролетел по ельнику Морозко. Он подошел к девушке. Она рассказала ему, кто послал ее в лес. Морозко попросил девушку сшить ему рубаху. Всю ночь она шила ее. Взглянул Морозко на рубашку, похвалил девушку за работу. Подарил он ей соболью шубку, повязал узорный платок, вывел на дорогу.

Слова для справок: подошел.

                                 Встреча с рысью

   Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку. Мы подъехали к просторной долине и осмотрели местность. Здесь мои друзья остановили машину. Мы пошли дальше по узкой тропке. Тропа петляла в ельнике. Мой товарищ заметил следы. Это были отпечатки лап крупной кошки. А вот и сама рысь. Она лежала на толстом суку. Зверь был весь иа виду. Дальше идти было опасно. Мы вернулись домой.

Слова для справок: заметил, на виду.

                                     Зимняя ночь

    В лесу наступила ночь. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивал морозец. С вершин ели хлопьями посыпался легкий серебристый иней. В темном высоком небе блестели яркие зимние звезды. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Прокричал филин. В чаще что-то ухнуло и страшно захохотало. По алмазной скатерти снегов пробежали легкие ласки. Ласка - небольшое хищное животное из семейства куниц. Тихо пролетела над снежными сугробами сова. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он всё слышит и видит.

                                         (По И. Соколову-Микитову)

                                            Зимой

   Зима завалила деревню пушистым снегом. Стояли мягкие серые дни. С верхушки старой ели сорвалась птица. Посыпался серебристый иней. Он белой пылью осел на куст сирени. В доме трещала печь. Пахло дымом. Порывы сильного ветра уносили запах дыма к речке. Группой шли женщины к проруби за водой. Над крутым обрывом разместилась старая беседка. Ступеньки ее поседели от инея. Мы взяли лопаты и расчистили дорожку к беседке. Показалось зимнее солнце. Природа ожила.

Слова для справок: пахло, расчистили.

                              Растите, елочки!

   Встретили Новый год. С елки сняли игрушки и понесли ее на улицу. По гладкой дорожке тянулся след от сухих иголок. Грустно было смотреть на это.
   Прошла зима. Солнце стало согревать землю. На улице появились лужи. На площадке перед домом лежали елки. Пахло хвоей. Весь двор собрался сажать лесных красавиц. Взрослые рыли ямки. Дети приносили воду. Посадили деревца. Стоят елки на мягкой земле, как на пуховой подушке.
   Растите, елочки!

Примечание: обратите внимание детей на постановку запятых в заглавии диктанта, в последних двух предложениях, а также на словосочетание Новый год.

                                 
Приход зимы
   Погода была ужасная. Стояла поздняя осень. Осенний ветер нес над землей рваные клочья туч. Из них стал сыпать снег. Лес был гол. На поляне стояла одинокая рябина. Она тянулась к небу. Зимние пичужки с ярким оперением подлетели к рябине. Снегири и синицы медленно, с выбором начали клевать крупные ягоды. Они закидывали головки, вытягивали шейки и с трудом глотали. На белой скатерти снега появились первые следы. Наступала зима.

Слова для справок: пичужки, вытягивали.


                                  Горшок каши

    Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку. Старушка подарила ей волшебный горшок. Он варил вкусную, сладкую кашу. Однажды девочка ушла из дома. Кашу стала варить мать. Она забыла волшебные слова. А горшочек все варил и варил кашу.
   Горячая каша лилась рекой по улице. Это увидела девочка. Она вбежала в дом и произнесла волшебные слова. Горшок перестал варить. Кто ехал из деревни, тот проедал себе дорогу.
Очень каша была вкусна!

                                          (По сказке Братьев Гримм)

                                   
В походе
   Когда идешь в поход, не пытайся захватить с собой все. Многое можно раздобыть в лесу. Если ты натер ногу или обжег руку, сорви лист подорожника. Хорошо вымой его и приложи к больному месту. У тебя кончилось мыло. Как быть? Грязные руки вымой с помощью бузины.
   Чтобы в лесу не надоедали комары, нарви полыни, повесь в шалаше и разложи вокруг места привала. Комары не любят ее запаха.

                                            ***

   Стояло теплое раннее утро. Мы отправились на рыбалку. На берегу я насадил на крючок червячка и забросил удочку.
   Одна рыбка схватила червячка. И вот на крючке - красивая широкая серебристая рыбина. У нее красные, как кетовые икринки, глаза, черно-зеленая спинка, розовые плавники. Это оказалась плотва. Чтобы поймать рыбу, нужны выдержка и умение. Я рассмотрел рыбу и пустил ее снова в речку.
   Живи, рыбка, долго!


 


1. Изложение.

РЫБКИ В КЛЕТКЕ

    Однажды я заметил на дне реки железную клетку. В клетке были рыбки. Я схватил клетку и выдернул из воды.
     Кто их запер и зачем опустил на дно? Ершей я вынул и выпустил в воду, а клетку забрал в деревню. В деревне оказался хозяин. Это он потерял ее в прошлом году. Наловил ершей, посадил в клетку, привязал за бечевку и спустил за борт лодки. Перетерлась бечевка, и садок с рыбками утонул.
     Так и просидели ерши в клетке под водой целый год. Вот чудеса!

(По Н. Сладкову)

Слова для справок:

  • I часть: заметил.

  • II часть: запер, бечевка.

2. Изложение.

СПАСЕНИЕ РЫБАКОВ

     Рыболовное судно застиг жестокий шторм. Четыре дня носилось оно в бушующем море без пищи и воды. Машины заглохли.
      Военному кораблю было приказано разыскать судно и оказать помощь. Огромные волны бросали корабль из стороны в сторону. Трудно было в такую погоду обнаружить рыболовное судно. Однако корабль разыскал их.
       В течение семи часов он пытался взять на буксир судно. Наступала ночь. Шторм усиливался. Шли долгие часы. Моряки корабля боролись со стихией. Наконец все рыбаки были спасены.



СЕРЕБРЯНЫЙ ХВОСТ

      Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось солнце.
      Я медленно шел по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жесткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.
      Я направился по лисьему следу. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Намок и пушистый хвост. Теперь каждая волосинка покрылась льдинками. Ловко обманула меня волшебница зима. Она показала мне зверя со сказочным хвостом.


             План

1. Зима спустилась с гор.
2. Встреча с лисой.
3. Тайна раскрыта.



Первые шаги

     Ранним утром Марина проснулась, посмотрела в окно и ахнула. Утро было солнечное, морозное. Ветвистые деревья были покрыты мохнатым инеем. Такие узоры рисует мороз на окнах. Дворовый каток был похож на зеркальное блюдце.
      После завтрака Марина накинула пуховый платок, надела свою белую шубку и выбежала во двор.
      Братья принесли ей новенькие коньки. Через пять минут Марина скользила по блестящему гладкому льду. Ноги подвёртывались. Но братья взяли Марину под руки.
       Колкий ветер бил в лицо. Захватывало дух, но было весело.

Дописать недостающие пункты плана.

План

1. ...
2. Марина бежит во двор.
3. ...
4. Марине весело.

Рассказать по плану. Подготовиться к записи изложения.

Слова для справок: мохнатым инеем, по блестящему (льду), подвёртывались, захватывало дух.

Записать изложение по плану.

Тест. Русский язык.pps
Microsoft Power Point Presentation 3.9 MB
Тест. Русск. яз..xls
Microsoft Excel Table 2.6 MB
тест 1 русск. яз.xls
Microsoft Excel Table 2.3 MB
Тренажёр. Части речи.pps
Microsoft Power Point Presentation 1.0 MB
Тренажёр Спряжение глагола..pps
Microsoft Power Point Presentation 1.5 MB

ГЛАГОЛЫ - ИСКЛЮЧЕНИЯ

относятся ко 2 спряжению

Очень хочется
Через стеклышко СМОТРЕТЬ – 
Целый мир зеленым ВИДЕТЬ,
Лук и слезы НЕНАВИДЕТЬ.

Научиться боль ТЕРПЕТЬ,
Чтоб не мог никто ОБИДЕТЬ,
Чтоб от сильных не ЗАВИСЕТЬ,
Чтобы слабым не ВЕРТЕТЬ.

Как же хочется: все СЛЫШАТЬ,
Птицу синюю ДЕРЖАТЬ,
Чистым воздухом ДЫШАТЬ,
Целый мир зеленым ВИДЕТЬ…

Не спешите мысли ГНАТЬ,
Надо просто помечтать!



Стелить и Брить к глаголами-исключениями 1 спряжения.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!